Как правильно выбирать моторное масла для мотоциклов? Разнообразные аббревиатуры на банках с маслами могут поставить не искушенного владельца железного коня в тупик.
Мото-масла не имеют специальной классификации. Поэтому сфера их применения обозначается на манер автомобильных.
Моторное масло для мотоциклаТак существует два свойства, которые определяют достоинства масла того или иного производителя. Это уровень качества и вязкость. Для четырехтактных двигателей больше всего подойдет SAE, технологию производства которого выработали американские инженеры.
Вязкость моторных масел и температурный режим
Существуют мотоциклетные моторные масла, которые используются для работы двигателя в только холодную, либо только в жаркую пору года. Но сейчас чаще можно найти именно всесезонные масла с двойной маркировкой. Понятно, что использование мотоцикла при минусовой температуре воздуха, будет скорее исключением, чем правилом. Однако для многих и эта информация будет интересна.
Зимний ряд масел — SAE 0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w. Не факт что удасться найти его в продаже.
Масла, которые предназначены для использования в теплое время года, так-же в продаже можно найти с большим трудом. Они обозначаются маркировкой: SAE 20, SAE 30, SAE 40. Масла, которые имеют вязкость больше SAE 60, относят к классу трансмиссионных. В работе двигателей их не применяют.
Всесезонное масло получают, добавляя в самое простое мало, которое является основой, специальные присадки, после чего масло становится довольно жидким. С таким малом двигатель будет легко запускаться, даже если температура воздуха опустится меньше нуля градусов цельсия. Присадки отлично защищают трущиеся детали двигателя, в тот момент, когда он нагревается.
Всесезонные типы масел обозначают так: SAE 10W40, 10W60, 10W50, то есть, такими комбинациями цифр, которые определяют температурные диапазоны конкретного типа масла. Цифра, которая стоит перед буквой W обозначает отрицательную температуру, при которой масло загустевает. Цифра, которая стоит после этой буквы, обозначает самую высокую температуру, при которой масло будет хорошо работать.
Примерный диапазон температур и маркировка масел:
- SAE 0W-30 от -30 до +20 градусов цельсия
- SAE 0W-40 от -30 до +35 градусов цельсия
- SAE 5W-30 от -25 до +20 градусов цельсия
- SAE 5W-40 от -25 до +35 градусов цельсия
- SAE 10W-30 от -20 до +30 градусов цельсия
- SAE 10W-40 от -20 до +35 градусов цельсия
- SAE 15W-40 от -15 до +45 градусов цельсия
- SAE 20W-40 от -10 до +45 градусов цельсия
Уровень качества масла.
Кроме вязкости, моторное масло для мотоцикла должно обладать различными свойствами. Так оно должно хорошо прилипать к трущемся поверхностям (не допуская сухого трения), быть довольно жидким при холодном пуске (во избежании заклинивания двигателя), не допускать перегрева и деформацию деталей (охлаждать их), обладать моющими свойствами для мотора (убирать нагар и посторонние частицы), защищать двигатель от износа, не позволять выделяться в окружающую среду большого колличества вредных выбросов. Практически все такие свойства масла объединены в классификацию API (Американский Институт Нефти).
Существуют две категории классификации API:
- S для бензиновых двигателей (SE, SF, SG, SH, SJ, SL)
- C для дизельных двигателей (CC, CD, CD, CF, CG, CH, CI)
Первая буква маркировки обозначает категорию масла. Вторая — уровень качества (эксплуатационных свойств). Более старшая буква (дальше от начала алфавита) указывает на более современное масло.
- SE — бензиновые двигатели 1972-1980 годов
- SF — бензиновые двигатели 1981-1988 годов. Моющие и противоизносные качества такого масла выше.
- SG — для большинства бензиновых двигателей с 1989 года. Моющие и противоизносные свойства масла стали еще выше. Масло стало заметно продливать срок службы двигателя.
- SH — класс схож с SG. Введен в 1993 году. Отличае — в более требовательных испытаниях масла.
- SJ — введен в 1996 году в связи с ужесточением требований по выбросам вредных веществ в атмосферу.
- SL — класс введен в 2001 году. Самый требовательный к топливной экономичности, противоизносным свойствам и колличеству вреднх выбосов класс. Кроме того введены жесткие требования к продолжительности работы масла. Ужесточены и требования к испытанию масел.
Классификация масел ACEA
В европпе существует своя классификация качества масел — ACEA. В этой классификации к маслам предъявляются более высокие требования, чем в API. Эта классификация очень схожа с автомобильной классификацией в Еврозоне.
Все масла в этой категории разделены на 3 типа:
- А — бензиновые двигатели (А1, А2, A3 и A5)
- В — дизельные двигатели малой мощности, устанавливаемые на легковые и грузовые автомобили малой мощности (В1, В2, ВЗ, В4 и B5)
- Е — дизельные двигатели для тяжелого транспорта (Е1, Е2, ЕЗ, Е4, Е5 и Е7).
Химический тип масел
По своему химическому происхождению масла различаются так-же, как и автомобильные на 3-и типа:
Минеральные — получаются путем перегонки нефти-сырца. Физические и химические параметры таких масел могут сильно зависить от качества нефти, из которой они сделаны. Поэтому разные партии масла одного и того же производителя могут немного отличаться по своим характеристикам.
Полусинтетические — смесь минерального и синтетического масла. Характеристики так-же напрямую зависят от качества составляющих. По правилам, полусинтетическим масло может называться, только если в его составе содержится не менее 25% синтетической основы. Недобросовестные производители могут хитрить, выдавая за «полусинтетику» масла, с содержанием синтетической основы всего 5%-10%.Будте бдительны при покупке полусинтетического масла и внимательно читайте этикетку.
Синтетические — получаются полностью химическим путем. В их состав входят гликоль, эфиры или поли-альфаолефины. Считается, что они лучше миниральных масел, так как лучше относятся к нагреванию, больше противостоят окислению и имеют высший индекс вязкости. Эксплуатационные характеристики синтетического масла лучше по всем параметрам, кроме агрессивности к резиновым деталям.